Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

[mc4wp_form id="5"]

Когда ребенок начинает говорить? Начало разговора звуками, словами, предложениями

By Posted on 0 1 m read 294 views

Родители внимательно наблюдают за развитием своего малыша. И не зря, ведь это главный показатель его здоровья. А речь – это не только возможность общаться, но и активизация определенных участков мозга.

Поэтому наряду с двигательными достижениями малыша взрослые ждут его первых звуков, слов, предложений.

Нормы и отклонения по срокам

Развитие речи проходит несколько этапов до нормального привычного разговора.

Возраст Активная речь Понимание речи
2 месяца Произносит отдельные звуки
4 месяца Гулит
5 месяцев Гулит подолгу и певуче, растягивая звуки
6 месяцев Произносит отдельные слоги. Это начало лепета.
7 месяцев На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, который располагается в постоянном месте.
8 месяцев Четко произносит отдельные слоги, повторяет их за взрослым. На вопрос «Где?» находит предметы, которые располагаются в постоянных местах. По просьбе родителя (взрослого) показывает ранее заученные действия: «ладушки», «сорока», «дай ручку» и т. д.
9 месяцев  Повторяет слоги, подражая взрослому. Произносит слоги из тех, что есть в его «словарном запасе». Знает свое имя.

На вопрос «Где?» находит несколько известных ему предметов, вне зависимости от их расположения.

10 месяцев Произносит новые слоги, которых еще нет в его лепете, повторяя за взрослым. По просьбе взрослого находит и подает известные ему предметы.
11 месяцев Подражает взрослым слогам. Может произносить простые слова (около 10). Понимает слово «Нельзя». Знает, показывает названия предметов, имена окружающих взрослых, по просьбе выполняют действия: «Принеси», «Положи на место», «Отдай», «Найди» и т. д.
1 год – 1 год 3 месяца Активно использует лепет, также при удивлении, радости, в моменты игр. Быстро растет количество понимаемых слов.

 

1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев Слова переиначиваются под более облегченные (собака – ав-ав, машина – би-би). Особенно заинтересовавшие действия, места и моменты получают свое название. Предметы обобщаются по определенным признакам.
1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев  Во время активности обозначает свои действия словами и упрощенными предложениями. Понимает простой рассказ по картинкам с сюжетом. Отвечает на вопросы взрослого.
1 год 10 месяцев – 2 года Умеет строить предложения из 2–3 слов. Учится применять местоимения и прилагательные. Понимает повествование без изображения о событиях, которые были ранее в его жизни.
2 года – 2,5 года Предложения становятся более многосложными. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?»
2,5 года – 3 года Предложения становятся сложноподчиненными. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?»

Данные возрастные нормы примерны. Они могут варьироваться в зависимости от развития ребенка, наличия неврологических и психологических заболеваний, генетической предрасположенности. Кроме того, большое влияние оказывает окружение малыша.

Подготовка малыша к общению

Учеными доказано, что в случаях, когда взрослые хорошо ухаживают за ребенком, удовлетворяют все его физические потребности четко по режиму, но при этом не разговаривают с ним, не берут на руки, когда плачет, то к концу первого месяца отсутствует реакция сосредоточения. Кроха не умеет фиксировать взгляд на предметах, следить за передвижением.

Обратная картина в семьях, где чутко реагируют на плач и потребность малыша в общении. Разговор с ним стимулирует развитие слуха и становление речи. К концу первого месяца он уже концентрирует свое внимание на взрослом, который обращается. Это очень сближает младенца с его окружением.

Предречевое развитие

Голосовые реакции малютки можно разделить на две группы:

  • социализированные;
  • рефлекторные.

Если в первые два месяца ребенок выражает все свои эмоции плачем, то к концу этого периода крик приобретает разную интонационную окраску. А уже в 3 месяца мать определяет причину по слуху: голоден малыш, нужно ему поменять подгузник или просто требуется внимание.

В первые месяцы у крохи присутствует в криках много гласных («э», «а», «ай»). Но также встречаются согласные («н», «к», «г»). Однако это рефлекторные звуки и не стоит считать их началом речи. Но при этом, произнося такие звуки, он учится координировать работу дыхательной, артикуляционной и фонаторной мускулатуры. Формируется и обратная связь между слуховым восприятием и артикуляционными движениями.

Стадия гуления захватывает первые полгода жизни крохи. Эти звуки возникают на выдохе ребенка. Эта тренировка и подготовка к настоящей речи. Нередко в данный период рефлекторные звуки переходят в социализированные. С помощью гуления ребенок общается с окружающими.

К полугоду появляются первые простые слоги: «ба», «ма», «па». Кроме того, у некоторых встречаются язычные звуки «ла», «т». Но происходит это в качестве лепета, но не как обращение к кому-либо.

Развитие речиВо втором полугодии своей жизни ребенок готовится к тому, чтобы начать говорить. К тому же он учится слушать и понимать. К 9 месяцам малыш понимает слова «нет» и «нельзя», если прежде они были пояснены ему. В 10 месяцев он может найти что-то и дать это взрослому по его просьбе. Главным стимулом развития речи являются положительные эмоции, вызываемые у взрослых.

В этом периоде на смену гулению приходит лепет. Начало у каждого ребенка происходит в разном возрасте и зависит от развития мозговых структур, а не обучения взрослым.

В 6–7 месяцев ребенок на разговор с ним взрослого лепечет ряд слогов типа «дадада», «мамама», «папапа». Некоторые воспринимают это как речь. Но на самом деле это без понимания значения данных звуков. Месяцев в 9 наступает «расцвет» лепета, он обогащается новыми звуками, вариациями. Теперь малыш отвечает вам своими словами, если вы обращаетесь к нему. Обычно этот период длиться до 12 месяцев. Он может «затухать» и снова возникать с новыми словами. Количество и качество лепета никак не предопределяют дальнейшую словесную активность.

Но особенный период – это 1,5-2 года. Именно в таком возрасте ребенок начинает разговаривать осмысленно, общаясь с окружающими. Но у него еще существует причинно-следственная связь. То есть он скажет «кукла», если видит ее. Скажет «ав-ав», если увидит собаку. Просто говорить о каком-либо предмете он не умеет. У него неотъемлемо слово к предмету.

В 2 года малыш активно разговаривает, с пониманием называет предметы, знает действия некоторых из них. Может отвечать на простые вопросы. Любит повторять и запоминать новые слова. Кроме того, его интерес распространяется на описание своего эмоционального состояния. В случае если он что-то не в состоянии объяснить словами, помогает себе мимикой, движениями, жестами. Он ищет внимание и понимание взрослых.

К трем годам он говорит простыми приложениями. Растолковывает свои действия. Составляет рассказ по ситуационной картинке. Комментирует поступки.

Порой ребенок называет предметы совершенно непонятными для взрослых словами. Однако делает он это из ассоциации с чем-то. Например, словом «тяпа» указывает на ноги. А все потому, что он обобщает всю обувь (валенки, сапоги, туфли), то есть «тапки».

Нарушение речевого развития

Сроки у каждого малыша индивидуальны. Психологи не раз пытались установить рамки произношения. Но все это тщетно, так как слишком большой разбег от полугода до 3 лет, велики различия между каждым ребенком. Количество слов не столь важно. Но если к 2 годам кроха не произносит ни слова, нужно внимательно присмотреться к нему, чтобы понять причины этого молчания.

Задержка на стадии называния

У некоторых детей отсутствует речь, отдельные слова. Для общения они используют жесты, возгласы. Предпочитают молчаливые игры. В активных играх ребенок начинает нервничать, кричать и плакать. При этом с удовольствием повторяет за взрослым названия предметов, его артикуляция хорошо развита. Но сами, без инициативы взрослого не говорят.

В таком случае нужно как можно чаще комментировать свои действия, предлагать совместные игры, разговаривать с ребенком, читать книги.

Задержка на стадии эмоционального развития

Такая задержка возникает по причине эмоциональной скупости родителей по отношению к детям. Если отсутствует обмен ласками, улыбками, выражения любви, то это ухудшает взаимодействие между взрослыми и детьми. Причем слова в этом не нужны. Проявлять свои чувства лучше поступками.

Концентрация на предметных действиях

Предметный фетишизм – одна из возможных причин недоразвития речи. Такие дети хотя и манипулируют предметами, у них развита мелкая моторика, но они практически не разговаривают. Они сосредоточены на своих игрушках. В их жизни отсутствует общение, внимание на взрослых мало проявляется, нет взгляда «глаза в глаза», игнорируют просьбы взрослого, не радуются появлению близкого человека. Протест выражается в пустоту или любимому предмету. Взаимодействия со взрослыми нет и избегается.

на смену гулению приходит лепетТакого ребенка нужно привлечь в первую очередь к эмоциональному контакту. Поглаживание по головке, положительная оценка его действий, обращение по имени (в уменьшительно-ласкательном ключе), зрительный контакт.

Если ребенок еще не слишком велик, то вспомните такие простые игры, как «Ладушки», «Сорока» и т. д. Кроме того, старайтесь привлечь его к совместной деятельности, когда взрослый занят своими делами. Учите новым действиям с игрушками. Таким детям очень нравится имитация голоса за животного.

В случае если все предложенные способы не действенны, следует обеспокоиться и обратиться к педиатру, так как это может быть признаком аутизма.

«Детские слова»

Если ребенок в 3 года продолжает изъясняться упрощенными словами, не выстраивает предложений, то это препятствует его нормальному речевому развитию. Возможной причиной считается недостаточная функциональность артикуляции. Кроме того, возможна проблема со слуховым восприятием, когда малыш улавливает лишь часть звуков.

В этом случае требуется большое терпение со стороны взрослых: они не должны в своей речи употреблять те же сокращения («ням-ням», «бобо» и прочее), произносить все слова четко и ясно. Глядя в глаза малышу требовать повторить то же самое. Формирование правильной речи продолжается до 5 лет. Только после этого можно сказать о задержке речевого развития и обращении к специалистам.

Стремительность речевого развития

Такое нарушение противоположно всем вышеуказанным. Некоторые дети в год начинают говорить предложениями. Такое чудо – повод для гордости родителей. Ребенок может сам разговаривать, объяснять свои действия и эмоции.

Однако чаще всего такие дети мучаются нарушением сна, аппетита. Они подвержены стрессам. Их психика неустойчива. Это связано с тем потоком информации, который обрушивается на еще неокрепшую нервно-психологическую систему маленького человечка.

Чтобы избавить малыша от ночных страхов и напряжения стоит ограничить от лишних впечатлений, речевых перегрузок, организовать большое количество прогулок, простых детских игр, общение со сверстниками.

Болезни ребенка и речь

Развитие речи ребенка тесно связано с его нервно-психическим состоянием. Поэтому заторможенность одного может служить сигналом к беспокойству о функциях другого.

Раннее развитие речи и последующий резкий откат имеет несколько возможных причин. Среди них наследственные заболевания, а также нервно-психические отклонения. Если к ним подключается судорожный синдром, то возможны такие болезни, как афазия или алалия.

В возрасте 2–3 лет часто встречается негативизм к речи. То есть отказ от говорения. Он может быть полным или частичным. Связано это чаще всего с завышенными требованиями взрослых.

Также отставание может быть связано с:

  • травмами головного мозга;
  • различными инфекциями;
  • родовыми или внутриутробными травмами;
  • гипоксией;
  • интоксикацией;
  • тяжелой недоношенностью и проч.

Помощь в развитии речи

Примерно с полугода родители и другие взрослые пытаются подтолкнуть ребенка к настоящей речи, показывая им предметы, предоставляя словесные образцы: «Скажи – стул, скажи – молоко…». И возможно кроха довольно отчетливо начинает повторять эти слова, поражая окружающих своей развитостью. Однако это не начало настоящей речи с пониманием происходящего. Просто малышу нравится повторять за взрослыми.

Но уже с года необходимо заниматься развитием, чтобы в дальнейшем был развит артикуляционный аппарат.

Совместное рассматривание предметов

Совместное наблюдение за действиями животных, интерактивной игрушкой. При этом взрослый выразительно рассказывает наблюдаемую картину. Сочетание объекта и его действий – очень полезно для развития ощущения окружающего мира. У малыша создается более яркая и отчетливая картинка о наблюдаемом объекте. Проявления интереса и активности малыша нужно поддерживать и удовлетворять его любопытство.

Чтение стишков и потешек

Полезны в этом возрасте простые потешки и коротенькие стишки, которые читают (или рассказывают) ему родители. Когда текст достаточно известен крохе можно делать небольшие паузы, чтобы он мог произнести пропущенные слова. Таким образом, это побуждает его как бы подсказывать взрослому, что приносит ему дополнительное удовольствие.

Рассматривание картинок

Рассматривая изображения с простыми ситуативными картинками, нужно учить ребенка составлять по ним рассказ. Делается это наводящими вопросами: «Это кто?», «Что делает?» и т. д. Для более старшего возраста вопросы усложняются, развивая их мышление. Они должны не только узнавать предметы, но и предполагать их действие.

Поручения

Развитие речи ребенкаПросите ребенка помочь вам чем-то, принести тот или иной предмет. Сложность поручения будет влиять и на развитие речи – пассивной или активной. Но они должны быть понятны малышу. После двух лет он может делать поступательные действия: «Принеси мне сначала куклу, а потом мишку». Это приучает его регулировать свои действия.

Но это должно выражаться в форме просьбы. То есть малыш должен сам хотеть выполнить поручение. Нельзя заставлять против воли, так как это может не только заставить кроху взбунтоваться, но и принести неприятные последствия в развитии его речи.

Это лишь несколько примеров активизации речевого развития. Все зависит от вашей фантазии и самого ребенка. Прежде всего занятия должны его заинтересовать и увлечь. Продолжительность не должна быть более 5–15 минут в зависимости от возраста.

Мнение Комаровского

Как и многие другие детские врачи, Комаровский придерживается мнения, что возраст начала настоящего говорения довольно широк. Это зависит от множества факторов, в том числе:

  • семейной обстановки;
  • генетической предрасположенности;
  • уделяемого внимания окружающих малышу;
  • наличии врожденных и приобретенных заболеваний;
  • слуховая развитость.

Все это следует учитывать и не подгонять кроху под стандарты. Однако если к трем годам он молчит, то стоит обратиться к логопеду, психологу и педиатру.

Речь играет важную роль не только в жизни взрослого, но и маленького человечка с самого рождения.

Когда ребёнок начнёт говорить? Узнайте мнение Комаровского в следующем видео:

XOXO
signature

Share this article

Комментарии:

No Comments Yet.

What do you think?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *